Нас ждут большие перемены, или О новых стандартах и старых проблемах
1-15.10.2007
Газета «Спорт в школе» №19 (422),
Ольга Леонтьева

   В преддверии наступившего учебного года, беседуя с министром образования и науки Андреем Фурсенко, Президент Российской Федерации Владимир Путин заметил: «Если не заниматься физкультурой, то подползают другие угрозы – наркомания, преступность, пьянство… Организация занятий физкультурой в школах должна быть изменена и поднята на новый уровень качества».
    В ответ глава Минобрнауки заметил, что в настоящее время идет работа по изменению подхода к преподаванию физкультуры в школах, разрабатываются новые образовательные стандарты, которые изменят и качество преподавания в школах.
За разъяснениями мы обратились к научному руководителю проекта государственного образовательного стандарта (ГОС) второго поколения Александру КОНДАКОВУ:
– Александр Михайлович, могут ли повлиять новые образовательные стандарты на качество образования? И если могут, то как?
– Принципиальное отличие ГОС второго поколения, который сейчас разрабатывается, состоит в том, что он формируется на основе требований государства, общества и семьи к системе образования и отвечает запросам конкретных потребителей. Методологической основой нового стандарта является системно-деятельностный (компетентностный) подход: целью образования становится не только и не столько освоение учащимися суммы знаний, умений и навыков, сколько развитие универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать окружающий мир, сотрудничать с другими в процессе его преобразования. Такой подход делает результат образования личностным, а не предметным. Бесспорно, к набору компетентностей относятся умения поддерживать собственное здоровье, добиваться поставленной цели, координировать действия в группе. Эти компетентности развиваются в значительной степени именно на уроках физической культуры.
– Останутся ли в школах уроки физической культуры после принятия новых стандартов?
– Обязательно. Знаю, что многих учителей волнует этот вопрос, поэтому сразу отмечу: в настоящий момент мы планируем оставить учебный предмет «физическая культура» в базисном учебном плане.
– Будет ли финансироваться внеклассная работа учителей физкультуры?
– Конечно. Так как результатом образования станет развитие личностных качеств ребенка, кроме аудиторной нагрузки, в базисном учебном плане будут отведены и часы на внеаудиторную (внеклассную) и внешкольную работу, которые будут посвящены социализации ребенка, воспитательным мероприятиям, удовлетворению образовательных индивидуальных потребностей учащихся, в том числе кружковой и секционной работе. В эти часы планируется включить и занятия спортом, в основном игровыми и командными видами. Не секрет, что очень многие качества личности развиваются именно на тренировках и соревнованиях: лидерство, умение действовать в команде и работать на результат. Разработчики стандартов второго поколения уверены, что предмет «физическая культура» – один из важнейших, потому что на нем формируются те личностные качества, которые будут необходимы успешному выпускнику общеобразовательной школы в дальнейшей жизни. Скорее всего, и уроки физической культуры изменятся: новый государственный образовательный стандарт потребует новых программ и методик.
– Сегодня многие учителя целью своей работы на уроках ставят развитие у школьников умения самостоятельно организовать оздоровительную деятельность (например, умение планировать тренировки в соответствии с собственными задачами). Однако существующие программы требуют от педагогов совсем другого: последовательного изучения элементов различных видов спорта. Учителя же уверены, что предмет «физическая культура» гораздо объемнее, что он является частью культуры человеческой, и именно этому они должны учить детей. Могут ли они надеяться, что с введением новых образовательных стандартов их авторские программы будут иметь законную силу?
– Думаю, что да, но на этот вопрос должны будут ответить специалисты. Я же отвечаю только как руководитель группы разработчиков стандарта: концепция стандарта должна максимально ориентировать учителей на индивидуальные потребности каждого учащегося. Безусловно, на уроке учитель вынужден ориентироваться на класс в целом, то есть на некоторого «среднего ученика», и только во внеклассной работе педагог сможет использовать свои наработки для конкретных детей, развивая их потенциальные возможности.
– Агентство по физической культуре и спорту, стараясь внедрить в школы вместо уроков физической культуры занятия в спортивных секциях по выбору (об этом проекте идут дискуссии как минимум три года), отстаивает свои интересы: поиск талантливых в различных видах спорта ребят. Но система общего образования не может стать подспорьем для большого спорта. Учитывается ли это разработчиками ГОС?
– Эта проблема не нова: еще во времена СССР шла полемика между Госспортом и Министерством просвещения. Конечно, показатели спортивных достижений важны для страны. Но не все дети могут стать олимпийскими чемпионами, тогда как массовая школа должна быть рассчитана на всех детей, а не на единицы. Успешность и процветание нашей страны в будущем зависит не только от спортивных достижений. Конечно, в массовой школе можно выявить «звездочки», которые будут в дальнейшем показывать серьезные спортивные результаты. Эти дети должны тренироваться в спортивных секциях, в школах олимпийского резерва. Такая работа требует государственной поддержки, серьезного финансирования, и, мне кажется, государство начинает вкладывать достаточно сил и средств, чтобы поддержать этих ребят.
– Учитывается ли это разработчиками стандартов? Могут ли педагоги, в том числе читатели нашей газеты, принять участие в их обсуждении?
– Да, конечно, мы с радостью привлекаем профессиональное (и не только профессиональное) сообщество к нашей работе. Мы ведем широкую общественную дискуссию, публикуем материалы. В заключение я хочу подчеркнуть еще раз: роль учителя физической культуры как человека, который отвечает за здоровье подрастающего поколения, с моей точки зрения, воспринимается обществом не вполне адекватно. Занятия физической культурой, игровыми, командными видами спорта играют важную роль в становлении личности школьника. Этот предмет требует особого внимания. Занятия физической культурой нельзя сводить только к физическому развитию детей – это и их личностное развитие. Физическая культура – часть общей культуры человека, приобщением к которой и должна заниматься общеобразовательная школа.